Мобильная фотография: вчера, сегодня, завтра
Сегодня мы открываем в нашем блоге новую рубрику “Эксперт”, в которой будут публиковаться статьи, написанные известными экспертами в области хай-тека, а также интервью с ними. Автор первого материала новой рубрики – Илья Ильин, главный редактор Androidinsider.ru.
Фотография«здесь и сейчас»
Мобильная фотография в нашей реальности давно уже перестала быть чем-то чуть ли не маргинальным: если году этак в 2005 человек, самозабвенно делающий фотографии на нечто, способное совершать вызовы посредством сотовой связи, казался скорее фриком, то сейчас достать из кармана iPhone или какой-нибудь Galaxy S6 edge и получить кадр, достойный в равной степени и печати, и широкой демонстрации в сети, не составляет большого труда.
Но гонки мегапикселей, просветлённых линз и специальных чипов для постобработки никак не влияют на основное назначение мобильной фотографии: запечатлевать эмоции здесь и сейчас. Хотя частенько нас от этой мысли стараются отвлечь за цифрами разрешения, светосилы и тому подобного. Именно мобильная фотография как таковая, не художественно-техническая её составляющая, а возможность здесь и сейчас сохранить те или иные моменты многих заставляли пользователей выбирать телефон с камерой ещё 12 лет назад.
«Японский» период
Японский рынок — не только место возникновения такой вещи, как камерофон. Это вообще отдельный мир или, лучше будет сказать, параллельная вселенная, в которой область запечатлевания окружающего мира на карманные устройства эволюционировала абсолютно иначе. И пока весь остальной мир радовался двухмегапиксельным матрицам в таких устройствах, как Nokia N70 и ей подобных, внушительные устройства от Sharp и Panasonic могли похвастаться матрицами от компактных фотокамер и оптическими трансфокаторами.
Рассказывать о менталитете японской нации в данном тексте нет особого смысла: на это уйдёт не один десяток страниц даже ради поверхностного взгляда, так что это лишено всякого смысла. Просто стоит отметить, что именно в этой среде более 15 лет назад, в 2000 году, появились первые телефоны с камерами. Разрешение их составляло смехотворную одну десятую мегапикселя, так что применение оной в реальной жизни было чуть менее чем полностью неоправданно, но именно это дало отсчёт началу эпохи камерофонов.
При этом поделиться снимком было практически невозможно: MMS как средство отправки контента подобного рода возникнет ещё через год, а распространение получит ещё через год, ближе к 2002 году. Впрочем, даже по прошествии трёх лет производители не уделяли этой части особого внимание. Компании, «съевшие собаку» на создании технологий (в том числе ради технологий), само собой, развивали линейки аксессуаров вроде подключаемых внешних камер всё того же разрешения в 0,1 мегапикселя.
Особо стоит отметить Ericsson, как первопроходца во многих областях высоких технологий. После объединения мобильных активов шведского концерна с такими же активами подразделения японской Sony сразу начали появляться в изобилии решения для мобильной фотографии. Правда, тогда была эпоха маленьких телефонов, так что камеры были «пристяжными», что, впрочем, качества им не добавило.
Nokia, правда, тоже не дремала, так что неудивительно, что первый камерофон, получивший более-менее широкое распространение, вышел из под их пера. С учётом того, что и к популяризации MMS компания из страны Суоми приложила руку, можно понять, почему топовыми телефонами с камерой на протяжении многих лет считались именно произведения финского концерна.
Телефоны vs. «мыльницы»
Но до начала повального увлечения селфи, отказа от компактных фотоаппаратов и превращения всех и каждого в «настоящего фотографа» должно было пройти ещё много времени. Прекрасно помню, как, став обладателем Nokia 7650, собирал на себе недоумённые взгляды друзей: «Камера? В мобильном телефоне? За такие деньги?!» Да я и сам понимал, что подобным решениям здесь и сейчас не время и не место. И всё же старательно за развитием технологий именно в данной области следил.
Всё это было смешно и нелепо: если сейчас даже в китайской зажигалке за 30 долларов установлена камера, плоды трудов которой если на стенку и не повесишь, то в социальные сеты выложить явно не стыдно, то 12-13 лет назад понять, что на снимке любимая кошка на фоне лавочки или любимая бабушка на фоне дома, было решительно невозможно.
И всё же производители и так называемые early adopters не сдавались: первые производили всё более совершенные решения, попутно удешевляя себестоимость телефонно-фотографических гибридов, вторые же — радостно раскрывали свои кошельки и несли первым суммы, которые сейчас могут показаться неадекватными.
Именно по этой причине у многих адептов высоких технологий ещё со времён Sony Ericsson K700 или Siemens S65 где-то в недрах жёсткого диска хранятся сотни, если не тысячи кадров, снятых на устройство с микроскопической матрицей и пластиковой линзой вместо монструозных современных многолинзовых наборов.
Именно с этого момента компактные фотоаппараты начали понемногу пропадать из сумочек и карманов жителей нашей планеты, а вместо них появлялись компактные бруски с не очень сильными технически, но очень удобными в повседневной эксплуатации камерами.
Если вспомнить то, что я вначале говорил о японских телефонах, опередивших время в фотографической области, то сейчас отголоски тех самых фотографических решений начинают проявляться в массовых продуктах на всех рынках. При этом довольно любопытно наблюдать, что каждое такое «новшество», выводящее мобилографию на новый уровень, воспринимается с большим удивлением и, что называется, «на ура».
Фаза взрывного роста
Уже с 2005 года пошёл взрывной рост. Казалось бы, прошло всего 10 лет, но между двухмегапиксельной камерой Nokia N70 и текущим поколением мобильных камер уже даже не пропасть. Nokia PureView на десятки мегапикселей в 808 и Lumia 1020, оптический зум в Nokai N90 и Asus ZenFone Zoom — всё это отголоски тех экспериментов, что с успехом проводились в высокотехнологичной, но чрезмерно закрытой Японии десять лет назад.
Что касается дополнительных технических приспособлений, выводящих мобильную фотографию на новый уровень… Сложно было бы представить себе такие дополнения ещё несколько лет назад, но сейчас те же самые смартфографы от Sony — удивительный аксессуар, добавляющий к смартфону компактную камеру, лишенную экрана. То есть и к без того довольно совершенному фотографическому прибору мы добавляем ещё один, более совершенный в технологическом плане. Ещё немного, и к смартографам мы будем добавлять дополнительные камеры, чтобы снимать то, как мы снимаем, пока снимаем. Звучит, конечно, смешно, но на деле расти качественно уже некуда, да и незачем.
Только когда стало ясно, что расти «в цифрах» уже некуда, пришлось ориентироваться именно на эмоциональную и социальную составляющие. Именно из этого и растут корни таких явлений, как снимки себя любимого, взрывной рост популярности Instagram и тому подобных сервисов. На качество снимков в том же Instagram люди изначально не обращали много внимания, да и «испортить» снимок при помощи встроенных в те или иные приложения фильтров всегда можно без проблем. На первое место выходит именно попытка поделиться настроением, впечатлениями от того или иного места.
Так что не стоит переживать о том, насколько много у вас миллионов точек на матрице, каков размер каждой из них в микронах, достигли ли линзы в оптическом модуле камеры смартфона просветления уровня полной пустоты и опережает ли скорость реакции автофокусировки скорость Усейна Болта на старте. Сохраняйте не снимки, сохраняйте впечатления. И не забывайте про бэкапы, чтобы и у нас с вами тоже были пусть и цифровые, но «чемоданы» с нестареющими эмоциями на облачных «антресолях».