Kon-Tiki II. Как все начиналось.
Представляем очередной выпуск путевых заметок от Андрея Чеснокова, участника международной экспедиции Kon-Tiki II.
Примерно в 10 утра я расслабленно слонялся по палубе, ища себе занятие. Как раз только закончился завтрак, что означало, что у большинства команды свободное время. Ванты мы подтянули вчера, а после ночной вахты никаких новых задач не появилось. По поводу обеда мы начнем чесаться только часа через два, да и то не очень активно. Преимущественно члены команды развалились в хижине по койкам: кто с книгой, кто с планшетом, а кто просто спит. В хижине я уже насиделся и мне хотелось побыть на солнце, которое в это утро почтило нас своим нечастым визитом. Я взял пару апельсинов и отправился на корму. На корме обнаружился Торгейр, который тоже решил прогреться на солнышке после холодной ночи, ну а по совместительству нес вахту. Ветер ночью и правда пробирал до костей даже через драйсьют, зато и прошли мы 62 морских мили за сутки вместо обычных 40-45.
Я присел рядом, разрезал апельсин и протянул половину. Торгейр взял апельсин и поблагодарил. Вот тогда я и взял своё первое в жизни интервью.
– Скажи, Торгейр, как так случилось, что ты решил организовать Тангароа и Кон-Тики 2?
Торгейр швырнул за борт оранжевую корку-лодочку.
– В 2002, после смерти Тура Хейердала я просто решил, что хочу организовать СВОЮ экспедицию на бальсовых плотах. Так и появилась экспедиция Тангароа в 2006. А потом мне не давала покоя идея путешествия с запада на восток. И я организовал Кон-Тики 2.
– Насколько я знаю, Хейердал организовал Кон-Тики, чтобы доказать возможность пересечения Тихого океана на примитивном плоту. Но на этот момент у него уже была теория о том, что древние жители Южной Америки оставили в Полинезии свой след. ДНК, сходства имён полинезийского бога солнца Тики и древнего вождя Кон-Тики, легенды и памятники архитектуры… Есть какие-то доказательства теории о том, что осуществлялся обратный переход?
– В Южной Америке археологами обнаружены кости домашней птицы и животных. Полинезийских.
– Вот уж не думал, что полинезийская курица отличается от южноамериканской.
– Кроме того, южноамериканцы не мигрировали на остров Пасхи. Они оставили там своё ДНК, но их жилищ там не обнаружено. Я думаю, что они вернулись к побережью Америки. Для перехода они могли использовать полинезийские каноэ. Вот я и решил проверить эту теорию, чтобы собрать больше информации о плавании через Тихий океан до контакта с европейцами. А заодно, это уникальная возможность собрать сведения о состоянии океана на данный момент.
– Расскажи о самом процессе организации.
– Готовиться к Кон-Тики 2 я начал ещё в 2012 году. Я работаю учителем и для меня это большие деньги. Все свои сбережения на гараж и все сбережения жены на новую кухню я пустил на эту экспедицию, но этого было недостаточно, и мне пришлось искать спонсоров. Поначалу было трудно, но потом люди поняли, что я не разглагольствую, а делаю своё дело и добьюсь успеха. С ними или без них. Я нашёл волонтеров на строительство плотов и на плавание, Кари нашла спасательное оборудование… Очень скоро дело прошло точку невозврата, и продолжало расти как снежный ком. Его было уже не остановить.
– Что было сложнее всего?
– Очень много бумажной работы и работы с таможней. Например, у National Geographic для этого есть специальные люди. Нам же пришлось заниматься этим самим. А ещё в 2013-14 годах одна американская команда была заинтересована в создании фильма. Они пообещали весомую финансовую поддержку, на которую я рассчитывал, и которую с тех пор жду.
– Что можно сказать о команде? Желающие набрались быстро? Были ли какие-то специальные требования?
– Все эти люди разных специальностей. Сесилия – наш научный лидер, Хокон – главный техник, Сергей и Борис – врачи, Девид, Ула, Сигне и Гунвор – моряки и строители… Да ты и сам знаешь. А набрались довольно быстро. Я пришёл в Фусен и сказал, что мне нужны специалисты по судостроительству и мореходству и мне нашли этих ребят. А когда я был в Москве, в своём интервью я упоминул, что ищу врачей и вот у нас в команде два врача!
– Звучит не очень сложно. Полагаю, на деле все обстояло иначе.
Торгейр улыбнулся: Главное, мы наконец-то в море и идём к о. Пасхи.
– Последний вопрос. Какие ожидания от экспедиции?
– Не нужно строить ожиданий. Нужно делать наше дело. Тогда, я уверен, у нас все получится.
В хижине заработала рация. Нас вызывала Кари, капитан Раити.
– Надо ответить, – сказал Торгейр, поднимаясь. – Кстати, твоя вахта началась десять минут назад.